Наказание или поощрение?
Наказание и поощрение играют большую роль в воспитании ребенка. И наказание, и поощрение призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным поощрение.
Поощрение – наиболее действенный инструмент воздействия
Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет повторить его. Награда, одобрение и похвала возвышают его и ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость.
Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, чтобы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Важно, чтобы ребенок принял и понял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.
Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных взрослыми и которые известны ребенку. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.