Основные стадии сопровождения семьи и детей.

25 января 2013 - direktor

Очень важно последовательно вести семью через все стадии сопровождения. Работа на стадиях, каждая из которых имеет свою цель и специфику, позволяет придать ей системность и добиться желаемых результатов.

     Первая стадия – это, по сути сбор всех начальных сведений о семье, которые по мере развития взаимодействия с ней, ее ближайшем окружением дополняются из других источников. Поиски информации о семье группы риска фокусируются в основном на событиях, которые способствовали обострению семейной ситуации, на стремлении выяснить, как члены семьи реагируют на риски и кризис и насколько способны преодолевать их влияние. Знание ситуации, в которой находится семья, помогает определить способы и формы действительно необходимой ей помощи. Однако опыт многих социальных работников свидетельствует о том, что не следует бросаться на помощь сразу же, немедленно. Гораздо целесообразнее уделить время обстоятельному изучению ситуации семейного неблагополучия. Терпение будет непременно вознаграждено. Как правило, информацию о семье социального характера оказывается недостаточно. Для полноты картины необходимы психологические, педагогические и медицинские сведения.

     На этой же стадии проводится обсуждение специалистами полученных результатов. Используя принцип индивидуально-коллективного обследования и оценивая, они корректируют и формируют по-новому более полное представление о характере семейных трудностей и особенностях положения детей. Закрепляя приоритет защиты права семьи на минимизацию диагностических ошибок, этот принцип позволяет избежать приблизительного, одностороннего оценивания, когда «всем и так все ясно и понятно с первого взгляда», раздвигая границы для продуманного прогнозирования дальнейших воздействий, определения объемов и видов помощи и поддержки. Динамический же характер оценок состояния семейной обстановки в процессе сопровождения и коллегиональность принятия решений адекватно периодически осуществляемой диагностике на той или иной его стадии исключают всякую возможность приклеить ярлык и еще хуже – поставить клеймо на семью. Таким образом реализуется одно из важнейших требований к сопровождению: сначала тщательное накопление информации о клиенте и только потом ее осмысление и оценка.

     Первая стадия завершается составлением предварительных индивидуальных заключений от лица всех участников, знакомившихся с семьей и налаживающих с ней контакты.

     Вторая стадия  предусматривает выработку планов и программ дальнейшей работы с семьей, а также проведение мероприятий, ориентированных на помощь и поддержку. Именно на этой стадии составляются и первые срочные, среднесрочные и долгосрочные программы работы с семьей (стратегии), проектируются возможные решения конкретных проблем (тактики), предоставляются услуги (материальные, консультативные, сервисные).

     В некотором роде вторую стадию можно считать установочной и прогностической, ибо она предполагает выбор приоритетов среди всего многообразия решений проблем семьи-клиента. Специалистам предстоит найти ответ на важный этический вопрос: как вырабатывать планы в отношении семьи, не ущемляя ее права на самоопределение.

     Третья стадия начинается с осознания того, что к положительному результату могут привести совместные действия, которые направлены на изменение самосознания клиента для осуществления им самим позитивных перемен в собственной жизни.

     Усилия в это время направляются на выстраивание стратегии спасения. Нередко семья воспринимает их как своеобразный «костыль», на который она может опираться, когда не в состоянии самостоятельно решать свои проблемы. Да и традиционная позиция социального работника слишком часто сводится к тому, что он «знает все обо всех лучше всех». Такие установки на «взаимодействие» скорее подавляют самостоятельность клиентов, чем стимулируют их на сотрудничество со службой в плане достижения социальных, организационных или личностных изменений. Оптимизация социального функционирования и личностного роста неблагополучной семьи в контексте стратегии усиленной заботы осложнена еще и тем, что она лишена какой-либо определенности и заранее предусмотренных пределов. Именно поэтому целесообразно не только придерживаться таких правил, как последовательность и постепенность, но и добиваться формирования у своих клиентов ощущения надежности и доверия к себе как к лицу, заинтересованному в оптимальном решении их жизненных проблем. Этот подход помогает получить согласие клиентов и вызвать у них желание вместе пройти намечаемый путь к преобразованиям.

     Именно на третьей стадии между социальным работником и клиентом неизбежно возникают межличностные взаимоотношения.

     Возникшие между службой и клиентом противоречия, а на их основе и складывающиеся конфликты нельзя игнорировать или произвольно прекратить. Но зато их можно целенаправленно разрешать.

     На четвертой стадии сопровождения важно построить работу так, чтобы придать противоречиям и конфликтам с трудной семьей приемлемую культурную форму, а решениям – статус легитимного принуждения. Этого можно добиться, используя уже имеющуюся законодательную базу социального обслуживания. Средством перевода конфликтных взаимоотношений на уровень принятия согласованных решений является практика переговоров и заключения договоров как способов наделения полномочиями по отношению друг к другу.

     Динамика переговорного процесса специалистов с семьей обусловлена последовательным достижением взаимоприемлемых для сторон договоренностей. Каждому этапу переговоров соответствует специфическое распределение сил и ресурсов, которое позволяет найти возможность согласования интересов участников. В ходе взаимодействия следует особенно тщательно контролировать его коммуникативную сторону, поскольку установление взаимопонимания между партнерами обеспечивает успешный ход переговоров и высокую вероятность достижения приемлемого для обеих сторон окончательного соглашения.

     Условиями успешного проведения переговорного процесса являются пересечение (не путать с совпадением!) интересов сторон, ориентация на объединение их усилий в решении проблемных ситуаций, терпимость к взаимным различиям.

     Пятая стадия сопровождения – период реализации всех коллегиально принятых решений.     Сопровождение на этой стадии предусматривает взаимодействие социальных работников с индивидуальным клиентом (ребенком, подростком); с группами (семьями, матерью и ребенком); с социумом и его структурными составляющими. В отличие от всех других видов социальной помощи, которые могут выражаться в разовой, периодически повторяющейся или односторонней поддержке в какой-либо проблемной области, сопровождение проводится в форме широкой, интенсивной, по времени длительной практике. Социальный работник, сопровождающий клиента, становится не просто спутником, а именно провожатым, всячески поддерживающим его, защищающим от превратностей, помогающим справиться с ними, указывающим правильное направление в пути.

     Сопровождающему предстоит разработать новые или использовать уже имеющиеся личностно-ориентированные методы и приемы специальной социальной помощи и поддержки, соответствующие возрасту, полу, индивидуально-психологическим особенностям и социальному статусу клиента.

     За процессом индивидуального сопровождения осуществляется контроль. На уровне руководства и управления контроль выражается в динамичной оценке ситуации продвижения сопровождающего и сопровождаемого по пути к позитивным переменам. На уровне команды специалистов контрольные функции принадлежат регулярно проводимому консилиуму, анализирующему каждый этап работы и коллегиально принимающему сопровождению клиента. Со своей стороны социальный работник, какую бы роль он ни выполнял, постоянно осуществляет внутренний самоконтроль, используя, в частности, в качестве одного из средств ведение документации на клиента.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

Загрузка комментариев...