Каждый ребенок развивается неравномерно, проходя относительно спокойные, стабильные периоды, сменяющиеся критическими, кризисными.
Во время периодов стабильности ребенок накапливает количественные изменения. Это происходит медленно и не очень заметно для окружающих.
Во время кризисов ребенок за короткий срок быстро меняется, изменяются основные черты его личности. Он трудно поддается воспитанию, часто конфликтует с окружающими. У ребенка падает успеваемость в школе, работоспособность и, наоборот, возрастает утомляемость.
Рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста.
· Понять ребенка и осознать его неповторимость и уникальность.
· Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
· Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребенка.
· Не проецировать на ребенка собственные увлечения и интересы.
· Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перезагружать его.
· Учить ребенка терпению и поощрять за все старания.
· Учить ребенка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
· Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребенка.
· Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребенка.
· Учить ребенка владеть собственными эмоциями.
· Не возвышать ребенка над остальными детьми в семье.
· Учить ребенка быть дружелюбным в коллективе.
· Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
· Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем, например, связаны агрессия и неприятие себя.
· Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, привлекая не только близких, но и воспитателей/ педагогов ребенка.