ПАМЯТКА.
Роль родителей в успешном развитии личности ребёнка.
Учите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.
ПРАВИЛО № 1: не бей лежачего.
«Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребёнок уже получил, и дома от своих родителей он ждёт спокойной помощи, а не новых упрёков.
ПРАВИЛО № 2: не более одного недостатка в минуту.
Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ребёнок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам (проявляется в поведении как уход ребёнка в ванную комнату, туалет, чулан). Конечно, это трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребёнка тот, который сейчас Вас беспокоит, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нём.
ПРАВИЛО № 3: за двумя зайцами погонишься…
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Пример: если вас беспокоит прежде всего техника чтения, не требуйте от ребёнка одновременно и выразительности, и пересказа.
ПРАВИЛО № 4: хвалить - исполнителя, критиковать – исполнение.
Оценка вашей критики должна иметь точный адрес. Ребёнок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к ребёнку похвалу. Критику - к действию, т.е. к работе, которую он сделал. Благодаря такой похвале ребёнок начнёт уважать себя, и вы одновременно закладываете ещё одно важнейшее желание делать всё хорошо.
ПРАВИЛО № 5: не надо сравнивать достижения и неудачи своего ребёнка с успехами соседского «Саши».
ПРАВИЛО № 6: оценивать детские успехи дробно.
Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды разных усилий ребёнка. При этом у ребёнка формируется мотивация «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».
ПРАВИЛО № 7: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, тогда он попытается их достигнуть.
Иначе вы искушаете ребёнка на путь заведомого вранья. Пример: сделал в диктанте 9 ошибок – не берите с него обещания в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более 7 или 5, и радуйтесь вместе с ребёнком, если это достигнуто.
Учите своего ребёнка думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребёнка в том, чтобы он высказывал своё суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьёзные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребёнок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать своё уважение к личности ребёнка.