Среди современных подростков приходится очень часто сталкиваться с агрессивным поведением.
Одним из основных социально-психологических факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростка, является семья. Чаще всего, именно в семье ребенок черпает стереотипы поведения. Поэтому, если родители жалуются на вспыльчивость, грубость своего чада, прежде всего, необходимо в первую очередь посмотреть на собственную семью со стороны.
Родители, применяющие крайне суровые меры наказания, использующие чрезмерный контроль или, напротив, не контролирующие занятия своих детей, чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием. Конечно, в подростковом возрасте немалое влияние оказывает и улица, где может пропагандироваться агрессивное поведение, но все-таки семья может быть тем сдерживающим рычагом, который не даст подростку встать на опасный путь, поэтому ее роль безмерно важна.
Необходимо иметь в виду, что для различных возрастных периодов подросткового возраста характерны разные формы агрессии. Так, в раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, у девочек она выражена незначительно – они отдают предпочтение вербальной форме агрессии.
В возрасте 12-13 лет, как у мальчиков, так и у девочек и наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может демонстрироваться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек – вербальная.
В старшем возрасте (14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия, а у девочек – только вербальная агрессия. Причиной данных форм агрессивности является неспособность утвердить своё «я» социально-приемлемыми способами.
Для того чтобы избежать агрессии в поведении ребёнка, родителям необходимо:
быть последовательными в воспитании – между родителями должна быть согласованность в требованиях;
не вводить большого количества запретов, давать подростку чувствовать себя достаточно свободным, но при этом, контролировать его, но ненавязчиво;
стараться не повышать голос, так как отвечать агрессией на агрессию неэффективно, тем более что таким способом родители подкрепляют собственным примером агрессивное поведение;
интересоваться друзьями ребенка, стараться уделять больше внимания его увлечениям и интересам;
посоветовать ребенку заняться каким-нибудь видом спорта, так как активные спортивные занятия – один из лучших методов выплеснуть гнев, снять напряжение;
наказывать ребенка за конкретные проступки, но при этом наказания не должны унижать подростка;
и не стесняться лишний раз пожалеть, приласкать ребенка – он должен чувствовать, что любим и его принимают таким, какой он есть.
Но, к сожалению, последнее время мы нередко сталкиваемся с тем, что подростковая агрессивность перерастает в подростковую жестокость. Современные мальчики и девочки, которые способны убивать и насиловать, чаще всего даже не знают о том, какие они жестокие и страшные, так как у детей не сформирована социальная шкала «добра» и «зла», которая должна формироваться через положительные примеры социально значимых людей, героев, сверстников. Дети не понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения удовлетворения.
Жестокость проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества, это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание.
Моральное, так и физическое подавление ребенкав семье, так же является причиной его жестокого поведения. В этом случае подросток мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение.
Дети, родители которых позволяют им всё, также могут стать еще более жестокими и агрессивными. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок. В данном случае наблюдается нарушение морально-нравственной сферы. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности, не воспитанности, низкой саморегуляции поведения.
Проявление жестокости может быть сигналом о наличии психического расстройства.
Жестокое поведение может быть спровоцировано и школой. Так как очень часто учителя не замечают конфликтов внутри класса, либо закрывают на них глаза. В этих ситуациях важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует. Те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза.
Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим?
Прежде всего, взрослому необходимо подростка ценить как личность. Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила.
Иногда подростку бывает просто нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих например, на занятиях спортом. Именно родители те, кто может ему помочь. Родителям с детства надо объяснить ребенку, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми и относится к ним так, как бы ребёнок хотел, чтобы относились к нему.
Показывайте подростку, что вы его любите, он должен понимать, что именно мама и папа примут его таким, какой он есть, всегда помогут и поддержат и он всегда может вернуться домой!