Рекомендации родителям и педагогам

19 июня 2015 - direktor
Рекомендации родителям и педагогам

Конкретные практические рекомендации родителям и педагогам,

как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию.

1.      Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

- полное игнорирование реакций ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста …)

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Нужно установить с ребенком обратную связь. Взрослый должен проявить три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Ребенок должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

3.      Контроль над собственными негативными эмоциями.

Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняя с ним хорошие отношения.

4.      Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно. Обсуждение лучше провести  наедине. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.

5.      Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину подростка, но в беседе с глазу на глаз показать истину.

- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения

При  проявлении агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

-нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, оно состоит в умении молчать. Все что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

-прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

-признание чувств ребенка.

Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

7.      Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка,  его близких или друзей;

- использование физической силы;

-втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, «чтение морали»;

- наказание или угрозы наказания;

- обобщение типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…»

- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.





 

Загрузка комментариев...