Конкретные практические рекомендации родителям и педагогам,
как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- полное игнорирование реакций ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста …)
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Нужно установить с ребенком обратную связь. Взрослый должен проявить три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Ребенок должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняя с ним хорошие отношения.
4. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно. Обсуждение лучше провести наедине. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность.
5. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка, но в беседе с глазу на глаз показать истину.
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.
6. Демонстрация модели неагрессивного поведения
При проявлении агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
-нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, оно состоит в умении молчать. Все что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.
- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
-прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
-признание чувств ребенка.
Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
7. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
-втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»;
- наказание или угрозы наказания;
- обобщение типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…»
- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.