Методическая копилка |
![]() |
|
![]() |
КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ. Примерная тематика консультаций для родителей. 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 3. Наказания детей. Какими им быть? 4. Застенчивый ребенок. Пути преодоления. 5. Грубость и непонимание в семье. Рекомендации психолога 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. 2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели. 3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели. 4. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи. 5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. 6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Памятка для классного руководителя Под неблагополучной мы понимаем такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Педагогически несостоятельные семьи, не справляющихся с воспитанием детей, характеризуются наиболее типичными педагогическими стилями воспитания. Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие". Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и прочее. Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю. Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу наказать ребенка. Увещевательный стиль, который в противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Непоследовательный стиль – когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей. В своей работе с неблагополучной семьей классный руководитель должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка. В таких семьях наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д. Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Традиционные формы работы с родителями. 1. Родительские собрания. 2. Общешкольные и общественные конференции. 3. Индивидуальные консультации педагога. 4. Посещение на дому. Рекомендации по проведению родительских собраний: · Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. · Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей. · Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. · Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся. Родительские конференции. Индивидуальные консультации. Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком. Нетрадиционные формы работы с родителями. 1. Тематические консультации. 2. Родительские чтения. 3. Родительские вечера. С уважением психолог Беспалова Э.В. «Волгореченский КЦСОН» психолого-педагогическое отделение тел. 3-52-56 |